Спиноза оставил
после себя несколько текстов, в которых излагает материал аксиоматическим (в
терминологии XVII в. – “геометрическим”) способом: Приложение к Краткому трактату
о Боге, человеке и его счастье, “Основы философии Декарта,
доказанные геометрическим методом”, “Этика”. Наибольшее внимание привлекала
к себе “Этика”. Мне известно две попытки формализации Этики.
Первая попытка была предпринята в XIX в. Джорджем
Булем. Буль в книге “Исследование законов мышления, на которых основаны
математические теории логики и вероятности” представил и дал доказательства
в своей системе теорем 6 и 7 из Этики. В итоге, видимо, разочаровавшись в
своих попытках он писал: “Не часто встречается рассуждение, которое состояло
бы в такой степени из игры терминами, определенными как эквивалентные. Я посвятил
здесь несколько страниц их описанию больше из-за интереса к предмету разговора,
чем из-за достоинств демонстрации, как бы высоко их некоторые не оценивали”
(“Reasoning which consists so largely of a play upon terms defined as equivalent
is not often met with; and it is rather on the account of the interest attaching
to the subject, then of merits of the demonstration, higly as by some they
are esteemed, that I have devoted a few pages here to their exposition”.
Boole G. An investigation of the Laws of Thought, on which are founded the
Mathematical Theories of Logic and Probabilities. N. Y. Dover Publications,
no date, p. 216).
Вторая попытка предпринята в XX в. Алексом Блюмом и Стенли Малиновичем.
Ими формализованы первые Определения, Аксиомы и Постулаты и воспроизведены
теоремы I-VIII и XI (спинозовский вариант онтологического аргумента бытия
Бога).