Словарь по логике

 

Буквенные обозначения атрибутивных высказываний
Обозначения основных видов атрибутивных высказываний гласными греческого (в Византии) или латинского (в схоластике) алфавита, использовавшиеся для построения словесных мнемонических названий правильных или совершенных модусов простого категорического силлогизма.Обозначения придуманы в Средние века и существуют две трактовки их происхождения. связанные с интерпретацией авторства и датировкой средневекового византийского текста «Обзор логики Аристотеля», известного по первому слову греческого названия «Синопсис».

Если верно авторство Михаила Псёлла (XI в.), то именно он является изобретателем таких обозначений и построения на их основе мнемонических названий совершенных модусов простого категорического силлогизма.В «Синопсисе» общеутвердительные высказывания обозначаются буквой α, общеотрицательные – буквой ε, частноутвердительные – буквой ι, частноотрицательные – буквой ο.

Согласно другой трактовке, «Синопсис» является более поздним переводом латинского учебника логики «Summulae logicales» Петра Испанского. Но в латиноязычной традиции подобные буквенные обозначения и построенные на их основе мнемонические названия правильных модусов простого категорического силлогизма встречаются уже у Гильома (Гийома) из Шампо (XI-XII вв.), Уильяма из Шервуда (XII-XIII вв.) и др. авторов. В латинской традиции, которой следует и современная русскоязычная логика, общеутвердительные высказывания обозначаются прописной или строчной латинской буквой A (a), общеотрицательные – буквой E (e), частноутвердительные – буквой I (i), частноотрицательные – буквой O (o).

В латинской традиции считается, что обозначения утвердительных высказываний представляют собой первые две гласные буквы латинского слова affirmo (утверждаю), а отрицательных высказываний – слова nego (отрицаю).

Как указывает Маковецкий, аналогичные мнемонические слова можно подобрать и для греческого языка. Он также обращает внимание на то, что при традиционном порядке перечисления атрибутивных высказываний (общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные) их обозначения совпадают (с двумя оговорками) с первыми четырьмя гласными греческого и латинского алфавитов, взятых в том же порядке (в греческом алфавите оказывается пропущенной буква η, обозначающая долгий аналог ε, а в латинском алфавите пропущена полугласная j, возникшая только в Средневековье из i). Согласно его мнению, эти обозначения (не важно, на греческой или латинской почве) были созданы именно взятием первых 4 (хорошо различаемых) гласных букв алфавита, а соответствующие латинские (affirmo, nego) и греческие слова были подобраны просто как мнемонические приемы.

По мере развития символической логики и символьных реконструкций силлогистики, эти же буквы стали использовать и для обозначения силлогистических связок (или аналогичных им предикаторов – в зависимости от семантической трактовки). Родоначальником современной традиции таких обозначений был Ян Лукасевич, в книге «Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики» предпринявший попытку реконструкции логики Аристотеля средствами прикладной логики предикатов: “Для обозначения логических констант я использую прописные буквы A, E, I и O, всегда употреблявшиеся в этом смысле средневековыми логиками” [Лукасевич, с. 127]. Традиция подобных обозначений была продолжена и развита в рамках Московской школы силлогистики. В частности, устоялось введенное В.А. Смирновым обозначение буквой T (или t)  частноутвердительной связки с «васильевским» пониманием квантора «некоторые» как «некоторые и только некоторые» и соответствующего этому вида атрибутивных высказываний. Для других силлогистических связок, теории которых рассматривались в рамках Московской школы силлогистики, устоявшихся обозначений нет, но в целом сложилась традиция обозначать вид атрибутивного высказывания той же буквой (иногда с различением пропистная / строчная), какой обозначается соответствующая этому виду силлогистическая связка (предикат).

Литература.

  1. Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. Биробиджан, 2000.
  2. Маковельский А.О. История логики. Жуковский – М., 2004.
  3. Смирнов В.А. Дефинициальная эквивалентность систем силлогистики // Труды научно-исследовательского семинара логического центра института философии РАН. 1993 (№10). Москва: ИФ РАН, 1994.
Шиян Т.А.

© Автор статьи.