О жизни Оккама мало достоверных сведений. Родился, вероятно, где-то в 1280-1285 гг. в Оккаме (ведутся споры, была ли это деревня Оккам под Лондоном в гр. Суррей или городок в Линкольншире). Учился, скорее всего, в Оксфорде. Известно, что 26 февраля 1306 г. был посвящен в сан иподиакона, а в 1313-1314 гг. вступает в орден францисканцев. Вскоре начинает преподавать в Оксфордском университете. Ок. 1323 г. обвиняется в неортодоксальности.
В 1324 прибывает в Авиньон, где по его делу работает специальная комиссия. Результаты комиссии опубликованы в 1326 г., но официального осуждения сразу не последовало. Во время жизни Оккама в Авиньоне, туда прибывает генерал (глава) ордена францисканцев Михаил Чезенский со своими сторонниками. Оккам занимает их сторону в споре об апостольской бедности. 26 мая 1328 г. все они тайно покидают Авиньон и обращаются за помощью к германскому Императору Людвигу Баварскому.
Оккам прибывает ко двору Императора в Мюнхен, видимо, в 1330 г. и становится защитником Императора в его спорах с Папой. Хотя Михаил Чезенский, Уильям Оккам и их сторонники были отлучены от церкви и изгнаны из ордена, но орденская печать (знак верховной власти в ордене) осталась у них и после смерти Михаила в 1342 г. ее хранителем становится Оккам. Лидерство Оккама в этой группе францисканцев и хранение им печати послужило поводом к возникновению легенды о генеральстве Оккама.
Сохранилась гробница Оккама в францисканской церкви в Мюнхене, на которой указана дата смерти 10 апреля 1347 г. (останки Оккама были изъяты из нее ок. 1802 г. и их местоположение неизвестно). Существовала версия, что дата не верна и что Оккам жил еще в 1349 г. Эта версия была основана на отождествлении Уильяма из Оккама с Уильямом из Англии, который вернул орденскую печать и письменно отрекся от идей сторонников Михаила Чезенского. Сейчас это отождествление отвергается.
Сохранившиеся произведения Оккама по логике: Expositio aurea super artem veterem (комментарий к "Старой логике", 1321-1323 гг.); Expositio super libros Elenchorum (комментарий к Софистическим опровержениям Аристотеля, 1321-1323 гг.); Summa totus logicae (Summa logicae) (Сумма логики, до 1323).
Предложил трактовку силлогистики, при которой истинность общеутвердительного высказывания подразумевает непустоту его субъекта. В Московской силлогистической школе считается, что эта трактовка, скорее всего, соответствует трактовке общих и частных атрибутивных утверждений Аристотелем. Применительно к единичным высказываниям считал, что с ними можно работать как с общими, что, видимо, не соответствует трактовке таких высказываний Аристотелем.
Сформулировал принцип, называемый "бритвой Оккама": "Сущности не следует умножать без необходимости".
Некоторые исследователи находят у Оккама определение следования, совпадающее с определением 3-х-значной импликации Клини.
Основные источники: Уильям Оккам. Избранное. М., 2002; Апполонов А.В. Жизнь и творчество Уильяма Оккама (предисл. к указ. соч.); Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. М., 1967; Маркин В.И. Силлогистические теории в современной логике. М., 1991.
Изображение рисунок Уильяма Оккама из средневековой рукописи.
© Автор статьи.